История и современность [3] |
Утраченное [4] |
Главная » Статьи » История и современность |
Знакомство с этой рекой началось лет 15 назад, как у Паустовского с Мещерой – с карты. Обычной топографической 2-километровки. На ней в «медвежьем» углу Владимирской области между Ковровым и Вязниками на границе с ивановскими соседями заманчиво зеленел огромный массив почти не тронутого дорогами и «населенкой» леса, очерченного с юга полноводной Клязьмой, а с запада – еле заметной речкой Тезой.
Теза – худосочная речушка длиной всего 192 километра, приток Волги четвертого порядка и, тем не менее, на этом ручейке были изображены пять черных «галочек» (>), что на языке топографов означает «судоходный шлюз». - Судоходный шлюз, в наших краях, это не шутка? Увы, никто не мог определенно ответить на этот вопрос. Скупы на информацию оказались и доступные в тот момент краеведческие справочники. Шло время, сочетание шлюзов, представлявшихся непременно огромными сооружениями из бетона и стали, и тихой равнинной речки Тезы представлялось все более неправдоподобным. До тех пор, пока не удалось, наконец, побывать в тех краях. Возможность такая представилась в 1997 году. Желая привлечь внимание земляков к проблемам угасающего клязьминского судоходства, мы организовали поход на катерах от Владимира до устья Оки. В тот год на Клязьму обрушилось рекордное маловодье, глубины на некоторых перекатах едва превышали 0,5-0,6 метра. В Тезу наша 12-метровая «КаэСка» не рискнула сунуться даже несмотря на 50-сантиметровую осадку и мощный водометный движитель. И без того небольшая речка сузилась местами до 10-12 метров, по всей ширине русла сквозь прозрачную речную воду просвечивал песок. Для похода по Тезе пришлось снарядить моторную лодку с 10-сантиметровой осадкой. На ней мы и отправились навстречу «судоходным сооружениям из бетона и стали», внутренне готовые к тому, что не найдем уже не то что бетона и стали, а даже сгнивших столбов и ржавых гвоздей. Можно представить наше удивление, когда за очередным прихотливым поворотом река уперлась в… деревянные ворота. Шлюз! Не из бетона и стали, конечно, полностью деревянный, но самый настоящий шлюз. Только маленький. Почти игрушечный – зайди в него наша «КаэСка», сзади останется место только для небольшой лодочки.
На шум мотора с берега подошли люди. Строго поинтересовались: кто такие, откуда, зачем? Оказалось, что шлюз не просто цел, но еще и круглосуточно охраняется, регулярно ремонтируется водонапорная плотина. Причина, однако, вовсе не в поддержании судоходства. Южная часть Ивановской области бедна реками, вот и приходится держать плотинами воду для питья, полива и иных хознужд. Активная навигация по Тезе продолжалась до 1986 года, а последнее судно прошло между шлюзами в 1994 году. На рубеже 21 века Теза вернулась к состоянию середины 17 столетия. Именно к этому времени историки относят появление на этой реке первых мельничных плотин, наглухо перегородивших «струговой ход» судов, доставлявших товары из Шуи в «понизовые города» и снабжавшие город зерном и сырьем для тканных и мыловаренных работ. В 1666 году жители Шуи обратились к царю с просьбой запретить строительство мельниц на Тезе «... потому что на той реке и дальше по Клязьме, Оке и Волге до Астрахани струги с разными товарами ходят исстари». Но жалоба не возымела действия и судоходство на Тезе прервалось.
Так продолжалось до начала 19 столетия, когда могущество мельников уступило силе и капиталу шуйских купцов и промышленников. Развивающаяся текстильная отрасль требовала дешевого транспортного сообщения, обеспечить которое могли лишь речные перевозки. Последовали очередные обращения в инстанции, закончившиеся в 1830 году указом о возобновлении судоходства на Тезе. Более того, высочайшим решением дозволялось за счет государственной казны построить на мелководной в естественном состоянии реке необходимое количество шлюзов. Таковых потребовалось пять штук. Первый построили невдалеке от города, пятый – в 2 км от места впадения Тезы в Клязьму, еще три – между ними, примерно на равном удалении друг от друга для обеспечения равномерного подъема воды на всем 89-километровом судоходном участке. Работы, начатые в 1834 году, оценили в 80609 рублей. Шлюзы были построены деревянные, размером 10х2 сажени (примерно 21,3х 4,2 метра) с глубиною на королях в 1 аршин (72 см). Исключение составлял шлюз № 2, где глубина в 1 аршин соблюсти не удалось. При шлюзах № 1, 3 и 4 удалось оставить мельничные плотины, таким образом «бизнес» мельников если и пострадал, то частично.
Все шлюзы - однокамерные, однониточные, деревянные с полезными размерами камеры 4,18 х 18,15-18,75 м. Глубина на порогах шлюзов при НПУ 0,8 — 1,35 м. Стены камер шлюзов - бревенчатые, днища выполнены в виде двойного дощатого пола на свайном основании с загрузкой подполья песчано-глинистым грунтом с щебнем. Головы ряжевые на свайном основании, с деревянными противофильтрационными шпунтами, оборудованные рабочими двустворчатыми стоечными воротами. Привод ворот камер шлюзов - ручной, рычажного типа. Система наполнения-опорожнения - головная, через клинкеты в воротах. К головам примыкают направляющие палы длиной до 5 м с лицевыми стенами из деревянных брусьев. Берега подходных и отводных каналов местами укреплены от размывов свайными стенками с дощатой затиркой. Открытие-закрытие ворот, водопропускных задвижек, перемещение судов в подходных каналах и камерах шлюзов проводилось вручную.
Плотины гидроузлов состоят из водосбросной и глухой частей. Все они были построены разборными, допускающими затопление водохранилища на время прохождения паводка. Пропуск паводковых расходов воды происходил через полностью открытые водосбросные отверстия плотин и по пойме реки, в случае высоких паводков. Водосбросные отверстия перекрываются деревянными щитами, установка которых осуществляется вручную. Перед водосбросными отверстиями плотин расположены деревянные льдозащитные свайные кусты и ледорезы.
Работы по постройке плотин и шлюзов начали в 1834 году, а навигация по обновленной шлюзованной Тезе была открыта 10 июля 1837 года. Суда пропускались 7 месяцев в году, с мая по ноябрь. По дошедшим до нас данным, в 1923 г. было проведено 1905 шлюзований, в 1935 г. – 7411 шлюзований, в 1937 г. – 5654 шлюзования. Поначалу суда тянули вручную или лошадьми. Первый пароход на Тезе появился в 1907 году, но суда на «лошадиной тяге» бороздили тезянские воды вплоть до 1915 года. При советской власти в 1925 году на Тезе открылось регулярное пассажирское сообщение. Для этой цели были переоборудованы две «тезянки» «Идея» и «Смычка» (дощатые плоскодонные баржи небольших размеров), которые со скоростью 6 километров в час буксировали колесные пароходики «Шуя» и «Южа». Через 10 лет тезянский флот пополнился пассажирскими катерами «Речник» и «Практик», способными перемещаться с вдвое большей скоростью. В семидесятых годах прошлого века специально под размеры игрушечных тезянских шлюзов были изготовлены два укороченных быстроходных пассажирских катера «Зарница». Для надежного поддержания гарантированных глубин в 1910 году построили компактную землечерпалку «Тезянская 1» производительностью 15 м3/час. Несмотря на наличие плотин, глубины на некоторых перекатах, к примеру на Холуйских мелях между третьим и четвертым шлюзами, в маловодные годы падали до 75 см и лишь работы по дноуглублению позволяли поддерживать их на уровне 85 см. Значительное количество времени землечерпалка проводила на 2-километровом участке реки, соединявшем последний пятый шлюз с рекой Клязьмой. Строительство этого гидроузла на значительном удалении от устья – одна из загадок Тезянской системы. Будь шлюз построен непосредственно возле устья, протяженность нуждающегося в регулярном углублении судового хода значительно сократилась бы. Известно, что до появления паровой землечерпалки дноуглубительные работы в этом месте проводились вручную.
В лучшие годы Тезянская шлюзовая система имела на балансе 83 восьмидесятитонных баржи, 4 речных буксира, 5 пассажирских теплоходов, 1 путейский теплоход. Ежегодно проводилось до 6,5 тысяч шлюзований. Судоходство было весьма оживленным. К примеру, в 1984 году по Тезе за сезон было перевезено 840 тысяч тонн грузов и 80 тысяч пассажиров! По реке доставлялись зерно, лес, хлопок, металлоизделия, строительные и прочие грузы. И хотя, по мере строительства автомобильных дорог, доставка грузов по реке год от года сокращалась, движение судов не прерывалось благодаря увеличивающимся пассажирским перевозкам. Теза постепенно превращалась из транспортной артерии в популярный туристический маршрут. Охочие до старины граждане стекались сюда группами и поодиночке, желая прокатиться на быстроходной «Зарнице» до всемирно известного Холуя или на неторопливом теплоходике «Москвич» до Клязьмы. Вряд ли многие из них осознавали уникальность выпавшей на их долю возможности прокатиться по единственной в России деревянной шлюзовой системе, сохранившейся до наших дней практически в неизменном виде, без неизбежной механизации-автоматизации и каких-либо «улучшений» с применением бетона и стали.
Недавняя история реки печальна и неоригинальна. Разруха девяностых годов прошлого века, замершая промышленность, пустой госбюджет, бывшие туристы, озабоченные выживанием своих семей, - все это не способствовало активному судоходству. В 1994 году Тезу закрыли. В буквальном смысле – закрыли и заколотили деревянные створки ворот всех пяти шлюзов. От полного разрушения систему спасло маловодье окрестной ивановской природы. Чтобы держать воду в реке, шлюзы, пусть чуть живые, но пришлось сохранить. В таком виде мы и застали их в девяносто седьмом – в год 120-летия пароходства на Клязьме. В тот раз мы распрощались со смотрителями шлюза, слабо веря в перспективу возрождения тезянской системы. Обстановка в стране, тысячи образчиков современной разрухи перед глазами, оставляли возможность только мечтать об этом.
Чудеса случаются! Нынешним летом один из посетителей нашего интернет-форума обмолвился (http://www.boatclub.ru/cgi-bin/forum/wiev.pl?page=7951), что был на Тезе и видел возрождаемые тезянские шлюзы! Как и 10 лет назад выяснить какие-либо подробности из Москвы или Владимира не представилось возможным и в конце октября мы снарядили «экспедицию», чтобы проверить радостную новость на месте.
Добравшись по тряской грунтовке (дороги в Ивановской области не сильно изменились со времен создания тезянского водного пути) до первого шлюза, обнаружили там кучу строительной техники, новенькую бетонную плотину и главного закоперщика строительства - директора государственного предприятия «Верхне-Волжскводхоз» Владимира Азарова. Оказалось, что после того как в 1994 году от Тезы по причине ее нерентабельности отказались ее прежние хозяева-речники (ранее рекой занималось ГУП «Канал имени Москвы»), реку «повесили» на того, кому тезянская вода все еще оставалась нужна – нашего нового знакомого. Вместо того чтобы попросту перегородить реку глухими бетонными плотинами взамен дышащих на ладан старинных деревянных сооружений (казалось бы, что еще нужно для надежного водозабора?), Азаров с сослуживцами подготовил и успешно защитил в вышестоящих федеральных инстанциях масштабную «Программу комплексного использования реки Теза – «Теза 2010». Согласно этому документу, к 2010 году все тезянские шлюзы должны быть приведены в работоспособное состояние. Без бетона в наш век камня и стали, увы, не обошлось – три шлюза из пяти будут иметь бетонные плотины и стальные ворота, но лишь один из них полностью заместит старинный третий шлюз и то только потому, что в 1996 году старые сооружения были полностью разрушены весенним паводком и восстанавливать оказалось попросту нечего. Иные два бетонных новодела построят чуть в стороне от их деревянных предшественников, сохранив старинные сооружения для показа туристам. Наконец самое главное и невероятное в наше прагматичное время: пятый и второй шлюзы останутся деревянными! Их уже полным ходом восстанавливают по проекту 170-летней давности, используя те же самые материалы: неподсоченные сосновые бревна, бутовый камень, кованые петли и детали водопропускных задвижек, заботливо снятые со старых конструкций и сохраненные в целости. Для полного погружения в эпоху прадедов со стройплощадки следовало бы убрать всего три предмета: бензопилу, автокран и дизельный молот для забивания деревянных свай. Но Азаров ведь не историческими перформансами занимается, ему надо как можно скорее шлюзы восстановить пока под программу деньги выделяются и еще живы мужики, способные знаючи выполнить дедовскую работу. Мой вопрос: - Зачем руководителю водоканала понадобилось возрождать шлюзы, да еще в первозданном виде, ведь на этом можно было бы сэкономить? - кажется, ставит его на мгновенье в тупик. - Как зачем? – Да затем, что шлюзы на Тезе живут без малого170 лет и должны жить дальше, затем, что это памятник инженерного искусства наших предков, затем, что бардак должен закончиться, да просто затем, что обсуждению это не подлежит!
А обсуждать ведь и вправду нечего! Есть вещи, оценка которых с позиции голого рационализма есть следствие недостатка ума и отсутствия у человека корней.
Даже сейчас, глубокой осенью, работа кипит на всех пяти гидроузлах. Азаров уверен, что ближайший к Клязьме, пятый по счету, шлюз будет полностью отремонтирован уже в следующем году – к 170-летию старинного водного пути. Вот только отпраздновать это событие должным образом с гостями из «понизовых городов», прибывающих, как и положено, на своих теплоходах и катерах, вряд ли получится. Возрожденная Теза рискует стать своего рода судоходным анклавом, отделенным от действующих внутренних водных путей России заброшенной Клязьмой. Увы, главная река Владимирской области, у которой, к слову сказать, в следующем году намечается свой собственный юбилей (130 лет с момента пуска первых пароходов) почти утратила судоходный статус. Чиновники и бизнесмены, имеющие к проблеме хоть какое-то отношение и способные повлиять на судьбу реки, в большинстве своем задают тот самый, не имеющий жестко рационального ответа вопрос: А зачем нам судоходная Клязьма? Странно, почему доказывать и объяснять сложнее всего вполне очевидные вещи?
Гидроузел № 1. Новая бетонная плотина 1 шлюза построена в стороне от старинного гидроузла. Новое русло реки пройдет примерно в трехстах метрах от него.
Гидроузел № 1. Привод заслонок новой плотины.
Гидроузел № 1. Нижний бъеф бетонной плотины. Видно новое русло реки.
Гидроузел № 1. Нынешнее состояние камеры старого шлюза. Его планируют поддерживать в первозданном виде в качестве музейного экспоната.
Гидроузел № 1. Нижние ворота шлюза относительно неплохо сохранились.
Гидроузел № 1. Верхние ворота находятся в более плачевном состоянии. Шандорная стенка сгнила и пропускает воду.
Гидроузел № 1. Вид из верхнего подходного канала на шандорную стенку.
Гидроузел № 1. Верхний подходной канал.
Гидроузел № 1. Плотина с двумя водоспусками.
Гидроузел № 1. Один из водоспусков.
Гидроузел № 1. Ледорезы в верхнем бьефе плотины.
Гидроузел № 1. Вода на плотине держится деревянными щитами, снимая и устанавливая которые, можно регулировать ее уровень примерно на 18-километровом участке вверх по реке.
Гидроузел № 1. Путейский теплоход. Говорят, что в 1997 году, спустя три года после «закрытия» Тезы, он еще ходил между 2 и 1 шлюзами.
Гидроузел № 1. Рабочая мотолодка. Привет «КиМу»!
Гидроузел № 1. Говорят, что с появлением на шлюзах круглосуточной охраны браконьеры-бомбисты стали реже наведываться сюда. А раньше гидроудары от подводных взрывов были столь сильны, что… расшатывали конструкции шлюза и плотины.
Главный закоперщик все работ по восстановлению тезянских шлюзов Владимир Азаров.
Едем на второй гидроузел. Со времен создания тезянского шлюзованного водного пути с дорогами в Ивановской области лучше не стало.
Для гарантированного попадания из точки А в точку Б лучше избрать вот такой транспорт.
Гидроузел № 2. Справа – верхний бъеф. В центре за домиком - реконструируемый шлюз. Плотина (справа в месте, где русло реки поворачивает влево) разобрана для снижения уровня воды и облегчения работ на шлюзе. После окончания работ ее восстановят по старым чертежам.
Гидроузел № 2. Шлюз восстанавливают без каких-либо новоделов – так, как это предусмотрено конструкцией 170-летней давности. Видны сваи и закладные бревна, обеспечивающие устойчивость стенок шлюза при любых напорах воды.
Гидроузел № 2. Закладные бревна более детально.
Гидроузел № 2. В головах шлюза закладные конструкции выполнены в виде сплошной клети.
Гидроузел № 2. Стенка шлюза со стороны, обратной шлюзовой камере. Поле установки всех свай и закладных бревен свободное пространство засыпят бутовым камнем и глиной. Без доступа кислорода (сырая глина отсекает его полностью) сосновые бревна и стальной крепеж служат десятилетиями.
Гидроузел № 2. Та же самая стенка шлюза со стороны шлюзовой камеры.
Гидроузел № 2. Для сохранения геометрии стенки камеры расперты деревянными лагами. Такие же распорки обязательно устанавливают во все камеры шлюзов перед вступлением в зиму.
Гидроузел № 2. Новые нижние ворота.
Старинная кованая петля, предназначенная удерживать ворота шлюза. Этот экземпляр дал трещину и был отремонтирован с помощью накладки из стальной полосы и болтов. На реконструируемых шлюзах используют исправные петли, высвободившиеся при разборе останков смытого в 1996-м году третьего шлюза.
Гидроузел № 2. Вот так петля своими малыми «рогами» удерживает ось створки шлюзовых ворот.
Гидроузел № 2. Длинные «рога» петли врезаются в закладные бревна, которые в свою очередь крепятся к деревянным закладным конструкциям, засыпанным глиной и камнем.
Гидроузел № 2. Вот в этой круглой выемке в бревне будет вращаться ось шлюзовых ворот.
Гидроузел № 2. Железная пятка, на которую опирается нижний конец оси шлюзовых ворот. На заднем плане видна деталь, запирающая верхнюю часть оси в петле, показанной на предыдущих снимках. Гидроузел № 2. Нижняя часть ворот укрепляется вот таким кованым угольником. Видно отверстие, садящееся на штифт пятки.
Гидроузел № 2. Нижние ворота.
Гидроузел № 2. Нижние ворота более подробно.
Гидроузел № 2. «Канал имени Москвы» судьба Тезы давно не волнует, но память о нем тут еще сохраняют.
Гидроузел № 3. Старинную плотину и шлюз полностью смыло в половодье 1996 года. Из-за падения уровня воды в реке в окрестных деревнях и селах возникли проблемы с водоснабжением. Опустился уровень грунтовых вод, из-за чего даже пересохли колодцы. Пришлось срочно возводить новую бетонную плотину.
Гидроузел № 3. Расширенный и углубленный нижний подходной канал третьего шлюза. В настоящее время он перегорожен щебеночно-грунтовой дамбой. Строительство нового шлюза здесь начнется чуть позже. На заднем плане виден старинный домик для шлюзовой вахты.
Гидроузел № 3. Верхний подходной канал. Снимок сделан с временной дамбы, на месте которой будет шлюз.
Гидроузел № 4. Мы добрались сюда уже ночью после посещения пятого гидроузла. Из-за темноты и тумана рассмотреть что-либо оказалось невозможным. Азаров рассказал, что в данное время на шлюзе ведется разборка старой деревянной плотины для последующего строительства на ее месте нового сооружения из бетона. Пришлось поверить на слово и удовольствоваться осмотром скромного, но тем не мене Музея Тезянской шлюзовой системы! Гидроузел № 5. Его, как и второй шлюз восстанавливают в исходном виде. Уже полностью заменены конструкции верхней головы шлюза, установлена новая шандорная стенка.
Гидроузел № 5. Вид на верхнюю голову шлюза.
Гидроузел № 5. Идет восстановление силовых конструкций нижней головы шлюза.
Гидроузел № 5. Плотина сохранена, но заградительные щиты сняты и вода спущена.
Гидроузел № 5. Увы, пока по Тезе гарантированно можно пройти только на таком вот судне. Готовимся пробежать под мотором последние два километра, отделяющие пятый шлюз от Клязьмы, а вместе с ней (пока еще) и от всей российской системы внутренних водных путей.
Буксир ведет кававан барж-Тезянок от устья Клязьмы к пятому шлюзу. Фото 70-х годов 20 века.
Самоходная баржа поднимается по Тезе, вид со стороны Клязьмы. Фото 70-х годов 20 века.
Пароход "Рыбак" (дата съемки неизвестна).
Пароход "Южа" (дата съемки неизвестна).
Тезянский шлюз, 60-е годы 20-го века
Баржа "Тезянка", 60-е годы 20-го века
К.Колесов. Фото П.Соколова Использованы материалы, предоставленные Музеем Тезянской шлюзовой системы. Ноябрь, 2006 Источник: http://boatclub.ru/ | |
Просмотров: 4171 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.8/5 |