Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Пятница, 17.05.2024, 08:33
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » История и современность

Немного истории....
Шуя – один из древнейших городов России. В этом году мы отметили 470-летие…со дня сожжения его отрядом казанского хана Сафы-Гирея. Как ни парадоксально, именно эта дата (1539 год) является официально установленной датой образования Шуи. В исторических документах Шуя, как часть Нижегородского княжества, упоминается с 1394 года, но, видимо, такое упоминание на официальную дату рождения не тянет. Будем надеяться, что справедливость все-таки восторжествует, найдутся другие, более весомые доказательства, и мы сможем наконец узнать, когда же все-таки возник наш город на самом деле.
Неподалеку от Шуи (близ села Чернцы) обнаружены древние захоронения, относящиеся к X-XI векам (так называемые Семухинские курганы). Так что может быть Шуя на самом деле гораздо старше…
Относительно происхождения самого названия – Шуя – тоже нет у историков единой точки зрения. Согласно одной из версий Шуя – славянское слово и значит «левая сторона». Здесь вроде бы все логично –старая часть Шуи и в самом деле находится на левом берегу Тезы. Другая версия основана на том, что первое древнее поселение на месте Шуи основали угро-финские племена чудь и меря, и название города происходит от финского слова «суо» - болото, озеро…Кстати, именно эту версию настойчиво «скармливали» шуйским школьникам 15-20 лет назад. И, наконец, третья версия – самая интересная: Шуя была столицей Белой России (Северная Русь, Ростовская земля). В книге «Картина России», изданной в 1807 году в Москве, с оговоркой на титульном листе, что она написана «из верных источников», сказано: «Древние наши писатели под именем Белой России разумели Польской и Мерянской, или Суздальской предел с принадлежащими к ним областями… так, что границы сея области простирались на север до Великой Руссии по Волгу, на восток до Югров и вниз по Волге до устья реки Оки с Мордвою, на юг до Оки же с княжеством Рязанским и Болгарами, а потом до реки Воронежа. Престол древнейший во время Сарматских государей в сей части был град Шуя; при Владимире Ростов; но Юрий II перенес его в Суздаль; Андрей II во Владимир, Иоанн Калита в Москву». На сарматском языке слово «шуя» означало «столица».
Немало испытаний выпало на долю города и его жителей – войны, набеги вражеских войск, пожары… Видимо, в результате этого и были утрачены многие документальные свидетельства, позволившие бы определить действительный возраст города.
Прошло совсем немного времени с набега Сафы-Гирея – каких-то 10 лет – и шуяне смогли сполна отплатить татарам за разорение. Когда Иван Грозный предпринял поход на Казань, один из передовых полков его войска был сформирован в Шуе.
В 1565 году Иван Васильевич разделил все Государство на две части: опричнину и земщину. В число опричнины вошли 19 городов, которые он объявил своей собственностью, среди них была и Шуя.
В 1572 году в духовной грамоте Ивана Грозного говорится: «.. а сына своего Федора благословляю крест золотой с мощми Ивановской Грязнова. Даю ему город Суздаль, Шую, Кострому…» - и далее перечисляется ряд городов.
В 1576 году «Царь и Великой Князь Иван Васильевич всея Руси пожаловал городу Шуе земли под новые дворы и животине на выпуск, из поместных земель, около Шуи города и посаду на все четыре стороны, по десяти десятин длинных со всеми угодьи; а на тое, де, их жалованную землю дана им грамота, и межевальный список, за приписью диака Стахея Иванова; да на той выпускной земле дана им посацким людям, в угодьях мелница; а та, де, мельница стоит средь посаду на реке на Тезе»
В 1606 году царь Василий Иванович Шуйский, потомок в пятом колене первого князя Шуйского – Василия Юрьевича, взошедший на престол после убийства Лжедмитрия I, пожаловал Шуе уставную грамоту, написанную на имя всех шуян.
В 1608 году жители Шуи отказались присягнуть на верность Тушинскому Самозванцу, оказав сопротивление изменникам и полякам силами ополчения под начальством Федора Ивановича Шереметева.
Едва ли не каждый год Шуя подвергалась набегам врагов, особенно разрушительный из которых в 1619 году превратил город в пепелище. Не меньшим бедствием были в те времена пожары, бывшие бичом всех деревянных городов. В 1629 году пожар уничтожил 32 двора из бывших в городе 154. В 1640 году произошел пожар еще более опустошительный: сгорело 82 двора, да еще 42 было разрушено при его тушении. Сгорели Воздвиженская и Борисоглебская церкви с книгами и образами, приказной, губной, гостиные дворы с товарами, таможня, тюрьма, богадельня. Тем не менее, город вновь отстраивался, возрождался…
В 1654 году город постигла новая напасть - моровая язва. Она унесла жизни 560 человек – почти половины населения города. С этим бедствием связано появление в Шуе чудотворного Шуйско-Смоленского образа Пресвятой Богородицы. Икона была написана шуйским иконописцем Герасимом Тихоновым. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных.
Пётр I , посетивший Шую в 1722 году, тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург. Горожане, узнав об этом, упали перед царем на колени и умолили оставить Небесную Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своём месте в Воскресенском храме.
 
В1781 году российская императрица Екатерина Великая издает указ об образовании Владимирского наместничества. Исторический герб уездного города Шуя Владимирского Наместничества, Высочайше утвержден 16 августа 1781 года, его подлинное описание гласит: "Въ верхней части щита гербъ Владимiрскiй. Въ нижней - въ красномъ поле, брусъ мыла, означающiй славные находящiеся въ городе мыльные заводы". Мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи: первое упоминание о ней зафиксировано в писцовой книге Афанасия Векова в 1629 году. Именно этот факт и послужил основой создания герба города в 1781 году. Красный цвет поля герба аллегорически говорит о богатой событиями истории Шуйской земли. Красный цвет в геральдике означает право, силу, мужество, любовь, храбрость. Золото - символ величия, прочности, силы, великодушия.
В 1837 году Шую посетил будущий император Александр II. Познакомившись с достопримечательностями города, цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан — богатейших купцов Посылиных и Киселёвых.
Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе.
В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы . Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI—XVII веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником».
С давних времен развивался в Шуе текстильный промысел — изготовление льняных тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах. С середины XVIII века в Шуе появляются ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 г. Однако уже к концу XVIII века всемирный рынок завоевывает хлопок. Шуйские купцы — династия Киселёвых — были первыми предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии не только в Шую, но и её окрестности. Параллельно Кисёлевым быстро развивались фабрики купцов братьев Посылиных. Продукция посылинских мануфактур была удостоена большой золотой медали на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Санкт-Петербурге в 1829 г.
До 1917 года в Шуе было 18 церквей (к сожалению, сохранились далеко не все из них). Самые старые из них: Воскресенский собор, Покровский собор, Спасская церковь, Крестовоздвиженская церковь и Троицкая церковь.
Шедевром русского зодчества по праву считается комплекс Воскресенского собора. При соборе находится выдающееся архитектурное сооружение – Воскресенская колокольня высотой 106м— первая в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. Именно она стала символом города. Строить ее начали в 1810 году под руководством швейцарского архитектора Гауденцио Маричелли, но в 1819 году, возведенная до третьего яруса, колокольня обрушилась. Спустя несколько лет строительство возобновили. Под руководством губернского архитектора Евграфа Яковлевича Петрова и талантливого мастера-самоучки из крестьян Михаила Саватеева постройка была доведена до конца к 1832 году. В 1891 г. на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России весом 1270 пудов (около 21 т). Он был отлит в Москве на средства почетного шуйского гражданина фабриканта М. А. Павлова, бывшего старосты Воскресенского собора.
В 1922 году власти Шуи по указанию из Москвы приступили к изъятию церковных ценностей, в том числе освящённых предметов, под предлогом помощи голодающим жителям нескольких губерний Поволжья и Украины. 15 марта 1922 года прихожане (в основном рабочие, женщины и дети) вышли на центральную площадь для того, чтобы защитить от ограбления городской Воскресенский собор и оказали сопротивление властям, в результате чего по людям был открыт пулеметный огонь. Были убиты шуяне Николай Малков, Авксентий Калашников, Сергий Мефодиев и девица Анастасия, 15 человек ранено. Менее чем через 2 месяца, 10 мая 1922 года по приговору сфальсифицированного суда были расстреляны протоиерей собора Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Пётр Языков.
К 85-летию этих трагических событий в 2007 году на площади Зеленой (перед Воскресенским собором) открыт памятник священнослужителям и мирянам, пострадавшим в годы гонений за веру Христову, разработанный и отлитый мастерской скульптора А.И.Рукавишникова. С 1991 г. Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря — шуйской православной обители, известной с 1425 г.
Шуйское духовное училище, одно из старейших в России, закончил Иван Владимирович Цветаев, создатель московского Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина, знаменитая "Волхонка", отец выдающейся поэтессы "серебряного века" Марины Цветаевой). Шуя — родина Константина Бальмонта, замечательного лирика, "стихийного гения" русской поэзии.
Категория: История и современность | Добавил: SkyWalker (22.12.2009)
Просмотров: 3231 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.0/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]